Введение.
Важная задача современного общества – вырастить здоровое поколение. Одним из показателей здоровья человека является полость рта. С раннего детства ребенку прививают первые навыки по уходу за зубами. Но, не смотря на это, опыт профилактических осмотров детей в детской клинике КОГБУЗ «Кировская клиническая стоматологическая поликлиника» показывает, что проблема кариеса зубов остается актуальной. При беседе с детьми и родителями нами было выявлено, что 55% взрослого населения и 80% детей не знают даже, как правильно чистить зубы. Мы пришли к выводу, что данную задачу можно решить только совместно с родителями, гигиенистам стоматологическим, воспитателям дошкольных учреждений и учителям начальных классов. Работа эта должна быть систематичной и планомерной. Но, к сожалению, такая систематическая работа отсутствует. Хотя в программах по ознакомлению с окружающим миром в начальных классах и познавательному развитию в детских садах она предусмотрена. Происходит это в силу недостаточной профессиональной подготовленности к этой деятельности учителей и воспитателей, а также недостаточной профилактической работы со взрослым населением. Возникает противоречие между необходимостью сформировать у детей умения и навыки по уходу за полостью рта и возможностью педагогов. Из противоречия возникает проблема, целью которой является - сформировать у детей навыки и умения по гигиене полости рта и снизить распространение кариеса.
Методы программы.
В настоящей социально-оздоровительной Программе профилактики стоматологических заболеваний детского населения (далее по тексту – Программа профилактики) при выборе методов первичной профилактики кариеса зубов и болезней пародонта были использованы научно-методические подходы, рекомендованные Всемирной Организацией Здравоохранения.
На основании проведенного ситуационного анализа были выявлены следующие этиологические факторы кариеса: дефицит фторидов, микробный зубной налет и частое употребление углеводов. На основании полученных данных в Программу профилактики были включены три метода:
- гигиена рта;
- фториды в составе зубных паст;
- рациональное питание.
1. Гигиена рта
Основной целью гигиены рта в Программе профилактики является максимальное уменьшение количества мягкого микробного налета и зубного камня. Это достигается регулярной чисткой зубов, полосканиями рта после еды и удалением зубных отложений.
Уход за ртом начинается с момента рождения ребенка и продолжается всю жизнь.
2. Использование фторидов
Наиболее эффективно в снижении кариеса зубов сочетание системного (при низкой концентрации фтора в питьевой воде - по данным Роспотребнадзора КО содержание фтора в питьевой воде по г.Кирову - 0,3мг/л, при норме – 1-1,2 мг/л) и локального использования фторидов.
Среди многочисленных методов локальной фторпрофилактики, в Программу профилактики включена фторизация зубов фторидсодержащими зубными пастами.
3. Рациональное питание
Для профилактики болезней зубов и пародонта в питании важны три взаимосвязанных фактора: полноценный набор пищевых продуктов, умеренная частота приема углеводов и повышение самоочищения рта. При 3-4- разовой системе питания необходимо, чтобы 3-4 раза в день в рационе были продукты четырех основных групп:
- Хлебные;
- Молочные;
- Мясные;
- Фруктово-овощные.
Прием углеводов чаще пяти-шести раз в день является фактором риска заболевания кариесом. Следовательно, в организации питания детей и советах для взрослых нужно ввести полоскания рта водой после еды и ограничить число приемов углеводистой пищи до не более пяти-шести раз, включая перекусы, так ка любая углеводистая пища создает во рту условия для развития кариеса зубов.
Для достижения намеченных целей Программой профилактики будут охвачены следующие возрастные группы:
- 3 - 5/6 лет - дети дошкольного возраста;
- 6/7 – 14/17 - дети школьного возраста;
- 15/18 - молодые люди.
Основные задачи реализации Программы профилактики стоматологических заболеваний детского населения, реализуемой на базе Детской поликлиники КОГБУЗ «Кировская клиническая стоматологическая поликлиника»:
- 1.Обеспечение населения исчерпывающей информацией о состоянии, развитии и перспективах современной стоматологии.
- 2.Закрепление в массовом сознании системы ценностей здорового образа жизни, и в первую очередь - ценностей гигиены полости рта, как фактора, говорящего о здоровье организма в целом.
План реализации Программы профилактики.
I. Для детей дошкольного возраста 3-5/6 лет:
Мероприятия:
- Обучение родителей при каждом профилактическом посещении детской поликлиники:
- научить родителей правилам чистки зубов их детям;
- рассказать о пользе фторидсодержащих зубных паст, помочь выбрать пасты и щетки;
- рассказать о правильном питании детей;
- рассказать о гигиене носа и профилактике патологий зубочелюстной системы при нарушении ротового дыхания и т.д..
- Обучение родителей детей, посещающих ДДУ:
- научить родителей правилам чистки зубов их детям;
- рассказать о пользе фторидсодержащих зубных паст, помочь выбрать пасты и щетки;
- рассказать о правильном питании детей;
- рассказать о гигиене носа и профилактике патологий зубочелюстной системы при нарушении ротового дыхания и т.д..
- Обучение воспитателей ДДУ*:
- научить воспитателей правилам чистки зубов детям;
- рассказать о пользе фторидсодержащих зубных паст, помочь выбрать пасты и щетки;
- рассказать о правильном питании детей;
- рассказать о гигиене носа и профилактике патологий зубочелюстной системы при нарушении ротового дыхания и т.д.;
- Обучение детей ДДУ здоровым привычкам*:
- воспитать (научить) у детей потребность к соблюдению здоровых привычек.
- Обучение родителей и детей, посещающих врача-стоматолога и гигиениста стоматологического здоровым привычкам:
- контроль знаний родителей и и детей, контроль уровня гигиены, обучение чистки зубов и правильному питанию;
- Постановка музыкального спектакля «Её Величество Зубная Щётка» при содействии министерства культуры Кировской области;
- Проведение 1 июня детского праздника «Её Величество Зубная Щётка» (ежегодно);
- Проведение конкурса творческих работ «Её Величество Зубная Щётка»;
- Проведение конкурса видеороликов «Я люблю улыбаться».
Материалы:
- памятка для родителей детей, посещающих ДДУ и стоматологические кабинеты;
- памятка для воспитателей ДДУ;
- набор информационных плакатов;
- игровые материалы (альбом для раскрашивания, модели зубов, образцы зубных паст и щеток);
- лекции для врачей –стоматологов, гигиенистов стоматологических, медицинских сестер стоматологического профиля по профилактике в рамках программы;
- методическое пособие для специалистов, вовлеченных в программу.
II. Для детей и подростков школьного возраста 6/7-14/17 лет:
Мероприятия:
- Уроки по темам в предметах биология и химия:
- методы и средства профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей школьного возраста и их применение в рамках школьной учебной программы (воспитание у детей потребности к соблюдению здоровых привычек);
- выработка понятий о химических и биологических процессах, происходящих в организме человека;
- взаимосвязь духовно-нравственных качеств личности и здоровья.
- Обучение школьников в школе и на приеме у врача-стоматолога и /или гигиениста стоматологического:
- правила чистки зубов, польза фторидсодержащих зубных паст, рациональное питание;
- Обучение родителей школьников в школе и на приеме у врача-стоматолога и/или гигиениста стоматологического:
- правила чистки зубов, польза фторидсодержащих зубных паст, рациональное питание;
- воспитание у детей потребности к соблюдению здоровых привычек, на основе знания о духовно-нравственных качеств личности.
- Индивидуальные профилактические процедуры школьникам на приеме у врача-стоматолога и /или гигиениста стоматологического:
- контроль и обучение чистке зубов, удаление зубного налета и камня, аппликация раствора фторида, коррекция привычек питания.
- Проведение конкурса видеороликов «Я люблю улыбаться».
- Летний проект программы «Её Величество Зубная Щётка».
- Профориентационная работа.
Материалы:
- методические пособия для школьных врачей-стоматологов;
- серия плакатов для школьников;
- памятка для родителей младших школьников;
- памятка для школьников 4-8 классов;
- памятка для школьников 9-11 классов;
- модели челюстей и образцы средств гигиены;
- демонстрационные материалы, памятки.
III. Для молодых людей 15/18 лет:
Мероприятия:
- Обучение молодых людей на приеме у врача-стоматолога и /или гигиениста стоматологического:
- контроль гигиены, правила чистки зубов, выбор фторидсодержащей зубной пасты, советы по здоровому питанию;
- воспитание потребности к соблюдению здоровых привычек на основе знания о духовно-нравственных качествах личности.
- Индивидуальные профилактические процедуры на приеме у врача-стоматолога и /или гигиениста стоматологического:
- контроль гигиены, правила чистки зубов, выбор фторидсодержащей зубной пасты, советы по здоровому питанию;
- профессиональная гигиена рта.
- Проведение конкурса видеороликов «Я люблю улыбаться».
- Профориентационная работа.
Материалы:
- методическое пособие для врачей-стоматологов и гигиенистов стоматологических по осуществлению профилактики в рамках программы;
- памятка для молодых людей о методах профилактики кариеса зубов и болезней пародонта;
- серия научно-популярных брошюр о профилактике кариеса зубов и болезней пародонта;
- наглядные пособия по чистке зубов (челюсти, зубные щетки и пасты).
Заключение.
Все мы понимаем важность и ценность собственного здоровья, тем не менее лишь небольшое количество жителей РФ бережно и заботливо относится к собственному здоровью. Поболит и перестанет — так думают многие. Другие по-прежнему напуганы своими детскими переживаниями.
Именно поэтому в ходе реализации социально-оздоровительной Программы профилактики стоматологических заболеваний детского населения, предполагается проведение широкой информативной работы, основным посылом которой является мысль, что современный доктор — это абсолютно не больно и не страшно, а белозубая здоровая улыбка — норма жизни.
Программа профилактики стоматологических заболеваний детского населения выступает проводником идей здорового образа жизни, а также развития технологических инноваций в стоматологии и их внедрения в жизнь общества. Программа обеспечит более осознанное отношение к собственному здоровью, глубинное понимание ценностей здорового образа жизни, стремление поддерживать собственное здоровье и здоровье детей.
|